Библейская экономика история порабощения

В буквальном смысле слова Библия – это книги. Любые. Но так уж сложилось, что, произнося «Библия», мы подразумеваем иное: нравственный документально закрепленный стандарт христианства, материализованный именно в виде такого носителя – Библии, структурно состоящей из нескольких книг.

Кроме религиозных и морально-этических догматов, в них подробно описана и еще одна важнейшая составляющая человеческого общества – экономика. А также способы порабощения народа, где, кроме грабежа, вероломных нападений, откатов, работорговли, купли-продажи правосудия и прочего, подробно описаны многие экономические алгоритмы, не потерявшие актуальности и по сей день.

Остановлюсь пока всего лишь на единственном эпизоде, описанном в Ветхом Завете в книге Бытия. Суть его вот в чем.

Родные братья, сыновья Израиля, руководствуясь соображениями личной неприязни к своему брату Иосифу, решили его убить. Но так случилось, что не убили, а продали в рабство проходившему мимо каравану купцов, которые охотно его купили с целью дальнейшей перепродажи. И перепродали начальнику администрации президента Египта, то есть царедворцу фараона.

Парню попеременно то везло, то не везло (даже в тюрьме посидеть пришлось, так как его крики «это не мой героин – мне его подкинули»…, тьфу, «это не я её домогался, а она меня – это подстава!» результата, как водится, не достигли), но даже и в тюрьме он, сотрудничая с администрацией местной системы исправления и наказания, очень неплохо устроился.

Но однажды Бог ниспослал местной законодательной власти, фараону то есть, сон-предзнаменование. Фараон, поломав голову, в конце концов обратился за расшифровкой к Иосифу. Иосиф быстро объяснил, что к чему:

«…Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;

после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,

и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел…»

И быстренько объяснил, что делать, хоть у него совета никто и не спрашивал:

«…Да повелит фараон поставить над землею надзирателей и собирать в семь лет изобилия пятую часть с земли Египетской;

пусть они берут всякий хлеб этих наступающих хороших годов и соберут в городах хлеб под ведение фараона в пищу, и пусть берегут;

и будет сия пища в запас для земли на семь лет голода, которые будут в земле Египетской, дабы земля не погибла от голода…»

Фараон с легкостью согласился, возложив на пришлого Еврея выполнение данного начинания:

«…Ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя.

И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской…»

Вы понимаете, что произошло? Я не в смысле карьерного роста Иосифа, а с точки зрения посыла статьи.

Впервые появилась чётко обозначенная налоговая ставка! 20% – не больше и не меньше! Что по тем временам было то еще новаторство, ибо налоги до этого собирались, как бог на душу положит, а то и вообще не собирались за ненадобностью. Но в любом случае – 20 процентов! Для древнего египетского народа – это грабеж, а для современного человека – предел мечтаний. Но идем дальше.

Отдельный интерес представляет то, что с собранными налогами было сделано. Финансовая власть в лице Иосифа их не потратила и не позволила фараону просто проесть собранный хлеб, а запустила все собранное с народа в оборот:

«…Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.

И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам.

И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле…»

Как видим, власть распродавала стабфонд не только тем, у кого его забрала, но и иностранцам. Что показательно, ибо ясно, что задача – получить мегаприбыль. Причем Иосиф бюджет откровенно разбазаривает, взяв на содержание всех пришедших в Египет евреев из своего рода:

«…И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства…»

Но дальше еще интересней, смотрите внимательно:

«…И не было хлеба по всей земле, потому что голод весьма усилился, и изнурены были от голода земля Египетская и земля Ханаанская.

Иосиф собрал все серебро, какое было в земле Египетской и в земле Ханаанской, за хлеб, который покупали, и внес Иосиф серебро в дом фараонов.

И серебро истощилось в земле Египетской и в земле Ханаанской. Все Египтяне пришли к Иосифу и говорили: дай нам хлеба; зачем нам умирать пред тобою, потому что серебро вышло у нас?

Иосиф сказал: пригоняйте скот ваш, и я буду давать вам за скот ваш, если серебро вышло у вас.

И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших;

для чего нам погибать в глазах твоих, и нам, и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля.

И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону.

И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого…»

Понимаете простую гениальность данной схемы? То есть свободные люди – через ими же уплаченные налоги – лишились всего своего имущества и сами оказались собственностью! Можно даже и не комментировать, так как наперсточники свои аферы исполняют куда сложнее.

Завершается же данная авантюра классически:

«…И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю;

Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону.

И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону…»

Получилось гениально – народ разорился, сам стал собственностью, а власть непомерно обогатилась и в результате оказалась еще и благодетелем!

Нет, все-таки Библия очень интересная книга, вот только читают ее очень избирательно.

Автор — Сергей Казиник

Источник